Мои статьи [17] |
Вы на сайте: -Дней.
Вы в группе: Гости
Новых ЛС:
Профиль: Перейти
Браузер:
АйПи Адресс: 3.141.192.219.
И помни я за тобой слежу.
Главная » Статьи » Мои статьи |
Использование приемов педагогической техники в организации образовательного процесса по
литературе Л.Г. Назимова,
ГОУ СПО «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья» - ГОУ СПО КТИНЗ
(Иволгинск, Республика Бурятия) Понятие
«педагогическая техника» исследуется многими педагогами и психологами. Когда
педагог встречается с новой педагогической задачей, в первую очередь он
пытается ее решить с помощью известного ему приема. Неудача вынуждает искать
нестандартное решение, и, если у педагога это получается - он открывает для
себя новый прием решения педагогических задач и постепенно формирует их
собственный, личный набор. Я хочу остановиться на таких приемах,
которые определены А.В.Хуторским на
основе главных целей общего образования, формирующие учебно- познавательные,
информационные, коммуникативные и ценностно- смысловые компетенции. Учебно-
познавательные компетенции - совокупность компетенций обучающегося в сфере
самостоятельной познавательной деятельности. На уроках литературы – это знания
и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки учебно- познавательной деятельности. Студент овладевает навыками
продуктивной деятельности: добыванием
знаний непосредственно из реальности,
владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими
методами решения проблем. Предлагаю своим студентам следующие приемы: «Гонка
за лидером». С последнего стола каждого ряда пускается лист с заданием, задание
озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу.
Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти
к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно. Этот прием часто
используется на этапе актуализации знаний при проверке домашнего задания. «Столкновение противоречий в практической
деятельности». Даю задание, с которым они сначала легко справляются (благодаря
субъективному опыту или знаниям, полученным при изучении предыдущей темы), но
затем сталкиваются с противоречием, для решения которого необходимы новые
знания. Как следствие - формулирование студентами учебной задачи. Прием
используется на каждом этапе урока при
постановке учебной задачи, на этапе изучения нового материала. «Согласование».
Студенты выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные
результаты в парах или мини- группах, озвучивают согласованный материал. Этот прием можно
использовать во время самостоятельной работы. «Задай
вопрос». Обучающимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной
теме: устно или письменно, с предоставлением времени на подготовку экспромтом. Прием наиболее эффективен во время проведения
повторительно - обобщающего урока. «Ассоциации».
При знакомстве с новым понятием предлагается высказать свои ассоциации,
связанные с ним, впечатления, образы, которые позволят легче усвоить новую
тему. Прием может быть использован при изучении нового материала. «Только
мои плюсы». Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у
них получилось лучше всего. «Театрализация».
Студенты делятся на группы, разыгрывают миниатюры. Прием используется после
изучения нового материала для его закрепления. «Я
- мастер». На начальной стадии изучения темы определяются обучающиеся, которые
проявили себя наиболее активно и верно отвечали по новой теме. Им дается звание
«Мастер». На следующих уроках Мастера получают лист с заданиями и помогают менее успешным
одногруппникам разбирать
сложности темы. Применяется на уроках-
практикумах. «Удивляй!».
Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенд, необычных фактов.
Сообщения может подготовить как преподаватель, так и обучающиеся. Прием
используется на этапе изучения нового материала и в ходе выполнения
практической работы. «Заочная экскурсия». Экскурсовод готовит
информацию для проведения экскурсии. Творчески перерабатывают материал
учебника, фантазируют, вживаются в
образ. Во время экскурсии берется «интервью» у литературных героев, авторов
произведений, ведутся репортажи. Прием используется при изучении нового материала
и на повторительно- обобщающих уроках. «А вы знаете, что…». Обучающиеся должны
закончить фразу, используя информацию, которую заранее нашли по изучаемой теме.
Применяется на повторительно - обобщающих уроках для расширения кругозора. «Были
и небылицы». Дается задание придумать быль и небылицу по определенной теме.
Затем обучающиеся читают вслух свою быль или небылицу, а остальные пытаются
отгадать, правда это или нет, а также объяснить, почему они так думают. Прием
используется при обобщении и повторении,
закреплении изученного материала. Информационные
компетенции – компетенции, обеспечивающие навыки деятельности обучающегося по
отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем
мире: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. «Создание обучающимися презентационного
сопровождения к учебной лекции». Для работы предлагаются: шаблон презентации -
будущей мультимедийной лекции из 3 слайдов (название, учебные задачи, план) и
текст лекции. Содержание должно соответствовать тексту параграфов по теме,
дополняться иллюстрациями, рисунками и др. Этот прием позволяет творчески
организовать опережающее домашнее задание и изучение нового материала. «Преобразование».
После просмотра видеофильма можно по его содержанию давать творческие задания:
продолжить сюжетную линию или изменить сюжет, предложив свой; сделать
иллюстрации; написать отзыв на фильм, написать рецензию. Прием используется при
изучении новой темы. «Собери
текст». Создаются группы по 4-6 человек. Каждая группа получает пакет с
отксерокопированными абзацами параграфа учебника в разрозненном виде. Задание:
в течение 1-2 мин. восстановить текст и придумать вопрос команде- сопернице. Прием
эффективен на этапе проверки домашнего задания. Коммуникативные компетенции включают в
себя знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе,
владение социальными ролями в коллективе. Они должны уметь представить себя,
заполнить анкету, задать вопрос, провести дискуссию. «Интервью с литературным героем». К
доске вызывается один обучающийся, который отвечает на вопросы одногруппников
от имени литературного героя. Прием может быть использован при изучении
художественных произведений на этапе проверки домашнего задания, закрепления и
обобщения полученных знаний. Ценностно- смысловые компетенции -
компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами
обучающегося, его способностью видеть и понимать мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение. «Прожектор».
Роль прожектора выполняет один обучающийся, который фиксирует наиболее
интересные высказывания, мысли, рассуждения, спорные моменты. В конце урока он
озвучивает подмеченное и проводит мини- дискуссию. Прием используется при
проведении обобщающих или интегрированных уроков. «ПСТ». На столе каждого стоят пирамиды с
крупно написанными на гранях буквами - П,С,Т. Получив задание, обучающиеся
определяют для себя, каким способом он будет его выполнять: П - с
преподавателем, С- самостоятельно, Т- творчески подойдет к выполнению задания,
так как имеет уже определенный опыт. Прием используется на любом этапе урока. Литература. Данильчук Е.В.
Информационные технологии в образовании.-Волгоград,2002 Баранова Н.А. Информационная
культура педагога как условие профессионального развития. Стандарты и
мониторинг в образовании. М.,2011, №4, с.54-57. Кастельс М.
Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.,2002. Применяем
педагогические инновации. Справочник заместителя директора школы 2010 №9.
С.40-48. Чернобровкина
Г.П. Использование приемов педагогической техники в организации
образовательного процесса.М.,2011 № 5. с.46-53. | |
Просмотров: 859 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |