Среда, 20.06.2018, 02:43
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 207
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Ваш ник: Гость
Вы на сайте: -Дней.
Вы в группе: Гости
Новых ЛС:
Профиль: Перейти
Браузер:
АйПи Адресс: 54.162.224.176.
И помни я за тобой слежу.
Главная » Статьи » Мои статьи

Л.Г. Назимова Использование приемов педагогической техники

Использование  приемов педагогической техники  в организации образовательного процесса по литературе

Л.Г. Назимова, ГОУ СПО «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья» - ГОУ СПО КТИНЗ (Иволгинск, Республика Бурятия)

Понятие «педагогическая техника» исследуется многими педагогами и психологами. Когда педагог встречается с новой педагогической задачей, в первую очередь он пытается ее решить с помощью известного ему приема. Неудача вынуждает искать нестандартное решение, и, если у педагога это получается - он открывает для себя новый прием решения педагогических задач и постепенно формирует их собственный, личный набор.

        Я хочу остановиться на таких приемах, которые определены  А.В.Хуторским на основе главных целей общего образования, формирующие учебно- познавательные, информационные, коммуникативные и ценностно- смысловые компетенции.

Учебно- познавательные компетенции - совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности. На уроках литературы – это знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности. Студент овладевает навыками продуктивной  деятельности: добыванием знаний непосредственно  из реальности, владением приемами  действий  в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Предлагаю своим студентам следующие приемы:

«Гонка за лидером». С последнего стола каждого ряда пускается лист с заданием, задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно. Этот прием часто используется на этапе актуализации знаний при проверке домашнего задания.

        «Столкновение противоречий в практической деятельности». Даю задание, с которым они сначала легко справляются (благодаря субъективному опыту или знаниям, полученным при изучении предыдущей темы), но затем сталкиваются с противоречием, для решения которого необходимы новые знания. Как следствие - формулирование студентами учебной задачи. Прием используется на каждом этапе урока  при постановке учебной задачи,  на этапе  изучения нового материала.

«Согласование». Студенты выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах или мини- группах, озвучивают  согласованный материал. Этот прием можно использовать во время самостоятельной работы.

«Задай вопрос». Обучающимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной теме: устно или письменно, с предоставлением времени на подготовку экспромтом. Прием  наиболее эффективен во время проведения повторительно - обобщающего урока.

«Ассоциации». При знакомстве с новым понятием предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним, впечатления, образы, которые позволят легче усвоить новую тему. Прием может быть использован при изучении нового материала.

«Только мои плюсы». Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего.

«Театрализация». Студенты делятся на группы, разыгрывают миниатюры. Прием используется после изучения нового материала для его закрепления.

«Я - мастер». На начальной стадии изучения темы определяются обучающиеся, которые проявили себя наиболее активно и верно отвечали по новой теме. Им дается звание «Мастер». На следующих уроках Мастера получают лист с заданиями и помогают  менее успешным  одногруппникам  разбирать сложности темы. Применяется  на уроках- практикумах.

«Удивляй!». Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенд, необычных фактов. Сообщения может подготовить как преподаватель, так и обучающиеся. Прием используется на этапе изучения нового материала и в ходе выполнения практической работы.

        «Заочная экскурсия». Экскурсовод готовит информацию для проведения экскурсии. Творчески перерабатывают материал учебника,  фантазируют, вживаются в образ. Во время экскурсии берется «интервью» у литературных героев, авторов произведений, ведутся репортажи. Прием используется при изучении нового материала и на повторительно- обобщающих уроках.

        «А вы знаете, что…». Обучающиеся должны закончить фразу, используя информацию, которую заранее нашли по изучаемой теме. Применяется на повторительно - обобщающих уроках для расширения кругозора.

«Были и небылицы». Дается задание придумать быль и небылицу по определенной теме. Затем обучающиеся читают вслух свою быль или небылицу, а остальные пытаются отгадать, правда это или нет, а также объяснить, почему они так думают. Прием используется при обобщении и  повторении, закреплении изученного материала.

Информационные компетенции – компетенции, обеспечивающие навыки деятельности обучающегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

        «Создание обучающимися презентационного сопровождения к учебной лекции». Для работы предлагаются: шаблон презентации - будущей мультимедийной лекции из 3 слайдов (название, учебные задачи, план) и текст лекции. Содержание должно соответствовать тексту параграфов по теме, дополняться иллюстрациями, рисунками и др. Этот прием позволяет творчески организовать опережающее домашнее задание и изучение нового материала.

«Преобразование». После просмотра видеофильма можно по его содержанию давать творческие задания: продолжить сюжетную линию или изменить сюжет, предложив свой; сделать иллюстрации; написать отзыв на фильм, написать рецензию. Прием используется при изучении новой темы.

«Собери текст». Создаются группы по 4-6 человек. Каждая группа получает пакет с отксерокопированными абзацами параграфа учебника в разрозненном виде. Задание: в течение 1-2 мин. восстановить текст и придумать вопрос команде- сопернице. Прием эффективен на этапе проверки домашнего задания.

        Коммуникативные компетенции включают в себя знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими  людьми и событиями, навыки работы в группе, владение социальными ролями в коллективе. Они должны уметь представить себя, заполнить анкету, задать вопрос, провести дискуссию.

        «Интервью с литературным героем». К доске вызывается один обучающийся, который отвечает на вопросы одногруппников от имени литературного героя. Прием может быть использован при изучении художественных произведений на этапе проверки домашнего задания, закрепления и обобщения полученных знаний.

        Ценностно- смысловые компетенции - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

«Прожектор». Роль прожектора выполняет один обучающийся, который фиксирует наиболее интересные высказывания, мысли, рассуждения, спорные моменты. В конце урока он озвучивает подмеченное и проводит мини- дискуссию. Прием используется при проведении обобщающих или интегрированных уроков.

        «ПСТ». На столе каждого стоят пирамиды с крупно написанными на гранях буквами - П,С,Т. Получив задание, обучающиеся определяют для себя, каким способом он будет его выполнять: П - с преподавателем, С- самостоятельно, Т- творчески подойдет к выполнению задания, так как имеет уже определенный опыт. Прием используется на любом этапе урока.

Литература.

Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании.-Волгоград,2002

Баранова Н.А. Информационная культура педагога как условие профессионального развития. Стандарты и мониторинг в образовании. М.,2011, №4, с.54-57.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.,2002.

Применяем педагогические инновации. Справочник заместителя директора школы 2010 №9. С.40-48.

Чернобровкина Г.П. Использование приемов педагогической техники в организации образовательного процесса.М.,2011 № 5. с.46-53.

Категория: Мои статьи | Добавил: nime_ktinz (20.04.2013)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: