Вторник, 21.11.2017, 11:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 180
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Ваш ник: Гость
Вы на сайте: -Дней.
Вы в группе: Гости
Новых ЛС:
Профиль: Перейти
Браузер:
АйПи Адресс: 54.145.117.60.
И помни я за тобой слежу.
Главная » Статьи » Мои статьи

Н.Л. Будажапова Организация исследовательской работы студентов

Н.Л. Будажапова

с. Иволгинск, Республика Бурятия

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

            Одной из главных задач учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания. В Программе развития среднего профессионального образования России вместе с такими разделами, как "введение новых технологий, методов обучения, поддержка и развитие инновационных программ" имеется раздел "развитие научно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов".

Целью исследовательской работы студентов является разви­тие критического мышления, а задачами - формирование мотивации к исследовательской деятельности, овладение методами изучения и изготовления изделий, знакомство с историей происхождения того или иного предмета, и может вестись как индивидуально, так и коллективно. Формы работы определяются  содержанием,  а также обуславливаются ра­бочей программой учебной дисциплины. Руководство ведет мастер, ведущий лекционные, практические занятия, осуществляющий контроль  производственной практики. В процессе выполнения учебных исследований студен­ты учатся пользоваться инструментами, оборудованием, самостоя­тельно выполнять обработку материала, применять свои знания при ре­шении конкретных задач исследовательского характера. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образо­вании выступают исследовательские методы обучения и метод проектов. Они тра­диционно входят в арсенал методов, применяемых мастерами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного ис­пользования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Ис­пользование исследовательских методов обучения создаёт усло­вия для овладения студентами логикой научного поиска. Специ­фика данной деятельности, отличающая её от традиционного обу­чения, состоит в том, что студент выступает в роли активного субъекта познавательного процесса. Механизм исследовательско­го обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: мастер ставит перед студентами проблему (либо подводит студентов к формулированию проблемы) и пока­зывает на её примере образец научного познания. В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а студенты тща­тельно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информа­цию и теоретически осваивая способы её получения. Особые ме­тодические приёмы позволяют достичь того, что предложенная задача превращается во внутреннюю проблему самого студента. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов её решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка до­стоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее. В наиболее полном развёрну­том виде такое обучение предполагает, что студент: выделяет и ставит проблему; предлагает возможные решения; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к но­вым данным; делает обобщения. Содержание такого обучения имеет ряд особенностей:

•   учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональ­ным потребностям;

•   избираемые студентами темы обычно выходят за рамки одной дисциплины;

•  проблема должна соответствовать возрастным особенностям и профессиональной направленности;

•   выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов.       

       В современной психологической и педагогической литера­туре указывается, что решение исследовательских задач преиму­щественно должно осуществляться путём создания специальной развивающей среды, в которой студент находил бы стимулы для самообучения и развития (Э. Де Боно, Б.В. Всесвятский, Дж. Дьюи, И.И. Ильясов и др.).  Опираясь на ряд исследований (Г.А.Ковалёв, М. Черноушек, Б. Краус), можно говорить о существовании образовательной среды конкретного образовательного учреждения. В основе выде­ления образовательной среды учреждения лежит желание реше­ния проблемы оптимальной организации среды, способствующей формированию будущего специалиста. Анализ образовательной среды колледжа позволил выделить такую подсистему, как исследовательская среда колледжа. Исследовательская среда коллед­жа, спроектированная как открытая система, наряду с субъекта­ми, целями, содержанием, методами, средствами и формами орга­низации исследовательской работы аккумулирует интеллекту­альные, культурные, программно-методические и технические ресурсы. Данная среда создаётся в процессе организационно-пе­дагогических, технологических преобразований, учебно-методи­ческого оснащения и системы управления колледжа и содейству­ет подготовке  кадров к профессиональной дея­тельности в современных условиях. Такая среда активизирует творческие процессы, представляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов наряду со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем са­мым дополнительные возможности познания окружающей дей­ствительности, развития личности обучаемого. Основными эле­ментами исследовательской среды колледжа являются Научно-методический совет, Совет научного студенческого общества, предметно-цикловые комиссии, творческие объединения педаго­гов, мастеров и студентов.

 Литература:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М. Научное образование, 2001.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.:АКРТИ, 2003.

3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью. – М.: Сентябрь,1998.

Сведение об авторе:

Ф.И.О.

Должность, ОУ, место нахождения

1.

Будажапова Нима – Цырен Лубсандоржиевна 

Мастер производственного обучения, ГОУ СПО «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья», с. Иволгинск, Республика Бурятия

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nime_ktinz (20.04.2013)
Просмотров: 211 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: