Мои статьи [17] |
Вы на сайте: -Дней.
Вы в группе: Гости
Новых ЛС:
Профиль: Перейти
Браузер:
АйПи Адресс: 3.15.6.77.
И помни я за тобой слежу.
Главная » Статьи » Мои статьи |
Н.Л. Будажапова с.
Иволгинск, Республика Бурятия
ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Одной
из главных задач учебных заведений является подготовка высококвалифицированных
специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания. В
Программе развития среднего профессионального образования России вместе с
такими разделами, как "введение новых технологий, методов обучения,
поддержка и развитие инновационных программ" имеется раздел
"развитие научно-исследовательской работы и иной творческой деятельности
преподавателей и студентов". Целью исследовательской работы студентов является развитие критического мышления, а задачами - формирование мотивации к исследовательской деятельности, овладение методами изучения и изготовления изделий, знакомство с историей происхождения того или иного предмета, и может вестись как индивидуально, так и коллективно. Формы работы определяются содержанием, а также обуславливаются рабочей программой учебной дисциплины. Руководство ведет мастер, ведущий лекционные, практические занятия, осуществляющий контроль производственной практики. В процессе выполнения учебных исследований студенты учатся пользоваться инструментами, оборудованием, самостоятельно выполнять обработку материала, применять свои знания при решении конкретных задач исследовательского характера. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения и метод проектов. Они традиционно входят в арсенал методов, применяемых мастерами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Использование исследовательских методов обучения создаёт условия для овладения студентами логикой научного поиска. Специфика данной деятельности, отличающая её от традиционного обучения, состоит в том, что студент выступает в роли активного субъекта познавательного процесса. Механизм исследовательского обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: мастер ставит перед студентами проблему (либо подводит студентов к формулированию проблемы) и показывает на её примере образец научного познания. В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а студенты тщательно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информацию и теоретически осваивая способы её получения. Особые методические приёмы позволяют достичь того, что предложенная задача превращается во внутреннюю проблему самого студента. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов её решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее. В наиболее полном развёрнутом виде такое обучение предполагает, что студент: выделяет и ставит проблему; предлагает возможные решения; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения. Содержание такого обучения имеет ряд особенностей: • учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональным потребностям; • избираемые студентами темы обычно выходят за рамки одной дисциплины; • проблема должна соответствовать возрастным особенностям и профессиональной направленности; •
выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов. В современной психологической и педагогической литературе указывается, что решение исследовательских задач преимущественно должно осуществляться путём создания специальной развивающей среды, в которой студент находил бы стимулы для самообучения и развития (Э. Де Боно, Б.В. Всесвятский, Дж. Дьюи, И.И. Ильясов и др.). Опираясь на ряд исследований (Г.А.Ковалёв, М. Черноушек, Б. Краус), можно говорить о существовании образовательной среды конкретного образовательного учреждения. В основе выделения образовательной среды учреждения лежит желание решения проблемы оптимальной организации среды, способствующей формированию будущего специалиста. Анализ образовательной среды колледжа позволил выделить такую подсистему, как исследовательская среда колледжа. Исследовательская среда колледжа, спроектированная как открытая система, наряду с субъектами, целями, содержанием, методами, средствами и формами организации исследовательской работы аккумулирует интеллектуальные, культурные, программно-методические и технические ресурсы. Данная среда создаётся в процессе организационно-педагогических, технологических преобразований, учебно-методического оснащения и системы управления колледжа и содействует подготовке кадров к профессиональной деятельности в современных условиях. Такая среда активизирует творческие процессы, представляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов наряду со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем самым дополнительные возможности познания окружающей действительности, развития личности обучаемого. Основными элементами исследовательской среды колледжа являются Научно-методический совет, Совет научного студенческого общества, предметно-цикловые комиссии, творческие объединения педагогов, мастеров и студентов. Литература: 1.Селевко
Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М. Научное
образование, 2001. 2.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.:АКРТИ, 2003. 3. Чечель И.Д. Управление
исследовательской деятельностью. – М.: Сентябрь,1998. Сведение об авторе:
| |||||||
Просмотров: 766 | Рейтинг: 1.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |