Пятница, 26.04.2024, 23:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 388
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Ваш ник: Гость
Вы на сайте: -Дней.
Вы в группе: Гости
Новых ЛС:
Профиль: Перейти
Браузер:
АйПи Адресс: 18.118.120.204.
И помни я за тобой слежу.
Главная » Статьи » Мои статьи

Т.Д. Тугутова Бурятский язык

Тугутова Туяна Доржиевна,

преподаватель бурятского языка

ГОУ СПО КТИНЗ

Бурятский язык  как средство формирования

толерантной культуры специалиста

            При компетентностном подходе к развитию образования и воспитания молодежи   межкультурная компетенция играет важную роль.   Умение  вести диалог, терпимость  к иным взглядам на жизнь, защита собственной культуры и языка являются показателями толерантной культуры. В условиях поликультурного образовательного пространства задача формирования толерантной культуры решается на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других, а  средством - выступает язык, как часть национальной культуры.

Вся образовательная и воспитательная система колледжа  способствует формированию представления о материальной и духовной культуре бурят, семейских, казаков ведь будущие народные мастера должны быть специалистами высокой толерантной культуры. У нас обучаются буряты, русские, эвенки, татары, каракалпак. Все они изучают бурятский язык, который  способствует профессиональной подготовке, открывает доступ к духовному богатству бурятского народа, служит средством межкультурной коммуникации. Обучение данному предмету предусматривает воспитание культуры общения, именно в общении и взаимоотношении людей в семье и обществе проявляются такие качества как уважительность, почтительность, доброжелательность, которые являются параметрами межкультурной компетенции.  Фактором успешности процесса обучения  являются применяемые мною  технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре, игровые, проектные и информационные  технологии.

            Технология коммуникативного обучения  - обучение на основе общения. Для активизации лексико – грамматического материала разработан комплекс упражнений, для развития речевых умений создан банк текстов полилога, подобраны актуальные тексты информационно – познавательного характера, где отражается богатство национальной культуры.  Все это способствует созданию на занятиях доброжелательной обстановки, стимулированию активности учащихся.

            При моделировании ситуаций общения для  развития речи особое внимание уделяю деловым играм, таким как «Ателье», «Моя мастерская», «Моя первая выставка». Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности  к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Одним из условий  формирования толерантности у  обучающихся является организация встреч с иными культурами,  моделируемые  в игровых ситуациях, где уже сами студенты берут на себя роли представителей различных культур. Разворачивающиеся в ходе таких игр диалоги позволяют посмотреть на привычную реальность глазами другого, увидеть оценку того или иного явления с позиций другой культуры.

            Проектная технология - неотъемлемая часть учебного процесса. Работа над проектом – это такой вид созидательной работы, где учащийся выступает активным участником, ведь в основе проектного метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей. Например: практико – ориентированный, среднесрочный проект «Моя профессия» у портных с умением шить национальную одежду включает подпроекты: «Портной – мною выбранная профессия», «Мои профессиональные термины», «Мои инструменты», «Произведения, восхваляющие мою профессию», «Где  я могу работать портным?», «Традиции и обычаи моей профессии», «Нет прекрасней профессии портной!». Результаты работ оформляются как  коллаж, фотоальбом, буклет, мультимедийная презентация, коллекция эскизов. Критериями оценивания проекта является уровень речевой культуры, владение профессиональной лексикой, основными видами публичных выступлений, использование мультимедийных  ресурсов. Участие в проектировании развивает творческие способности, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве и, самое главное, содействует формированию толерантной личности. На различных   научно – практических конференциях студентами были представлены  проекты «Лексика национальной одежды»,  «Лексика национальной кухни закаменских бурят», «Мэргэн, прославивший свой род», «Фольклор в рассказах Александра Лыгденова».  

Важным компонентом в формировании межкультурной компетенции считаю  занятия предметного  кружка «Эрмэлзэл», где  соблюдается преемственность в изучении бурятского языка с расширением и углублением коммуникативно – познавательных способностей учащихся. В рамках работы  кружка реализованы такие проекты, как «Золотые россыпи фольклора», «Под улыбкой Белой Тары», «Путешествие в народную мудрость», «Как прекрасен белый цвет!».

Процесс изучения бурятского языка и  традиционного искусства – это составная часть образовательного процесса колледжа. Он  направлен на выполнение социального заказа: подготовка мобильного, конкурентноспособного специалиста, обладающего  высокой  толерантной культурой.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nime_ktinz (20.04.2013)
Просмотров: 900 | Рейтинг: 2.2/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: